Главная » 2020 » Май » 21 » 115 лет со дня рождения драматурга А. Е. Корнейчука
21:47
115 лет со дня рождения драматурга А. Е. Корнейчука

115 лет со дня рождения драматурга А. Е. Корнейчука

    Алекса́ндр Евдоки́мович Корнейчу́к (12 (25) мая 1905 — 14 мая 1972, Киев) — украинский советский писатель и политический деятель. Академик АН СССР (1943). Герой Социалистического Труда (1967), Лауреат пяти Сталинских премий  и Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1960).

    В студенческие годы дебютировал как писатель — очерк о Ленине «Он был велик» (1925). В дальнейшем посвятил себя в основном драматургии. С самого начала своего творческого пути Корнейчук выступал непримиримым противником национал-коммунистического направления в литературе, которое возглавлял  Микола Хвылёвый.
   Первая пьеса «На грани» (1929) посвящена разработке темы места художника в советском обществе. Пьесы 1929—1933 годов остро выступают против «национализма» во всех его проявлениях. Они ещё не достаточно совершенны в художественном отношении, слишком публицистичны, хотя в них уже начинает проявляться характерное для драматурга соединение патетики и народного юмора (комедия «Фиолетовая щука», 1932).
   Первое значительное произведение Корнейчука — драма «Гибель эскадры» (1933) — революционный романтический миф о большевиках-черноморцах, которые топят свои корабли, чтобы они не достались немцам. Пьеса произвела большое впечатление на украинское руководство, в особенности на П.П. Постышева, который стал продвигать «украинского самородка».
    В пьесе «Платон Кречет» (1934) драматург создал образ нового советского интеллигента-гуманиста, неутомимого искателя правды.
   В 1937 году в пьесе «Правда» Корнейчук первым из украинских драматургов вывел на сцену В.И. Ленина. Н.С. Хрущёв и Л.М. Каганович рекомендовали И.В. Сталину молодого писателя, и в 1938 году состоялась личная встреча в Кремле. Писатель понравился Сталину, и для его произведений была открыта «зелёная улица» — они были переведены на все языки народов СССР, прежде всего — на русский, и ставились во всех советских театрах.
    В 1939 году Корнейчук написал одно из лучших своих произведений — пятиактную историческую драму «Богдан Хмельницкий», посвящённую освободительной борьбе украинского народа в XVII веке и воссоединению Украины с Россией.
   Будучи активным сторонником коллективизации, А.Е. Корнейчук пишет пьесу в поддержку колхозного движения «В степях Украины» (1941). Здесь впервые в совершенстве он применяет комедийные, а порою даже фарсовые средства для достижения идеологического эффекта и борьбы против пережитков старой психологии, за новую социалистическую колхозную деревню. Благодаря своему острому юмору, пьеса пользовалась большим успехом у зрителей. Тему колхозной комедии Корнейчук продолжил в пьесах «Приезжайте в Звонковое» (1946), «Калиновая роща», «Над Днепром» (1960).
   Во время войны 1941—1945 гг. Корнейчук находился в действующей армии в качестве политработника, корреспондента центральных газет. Широкую известность получила его пьеса «Фронт» (1942), написанная по личному указанию и с правкой Сталина, где подвергались критике старые генералы — герои Гражданской войны, не умевшие воевать в новых условиях.
    В 1951 году Корнейчук вместе со своей тогдашней женой-писательницей В.Л. Василевской написал либретто для оперы К.Ф. Данькевича «Богдан Хмельницкий» по мотивам своей же пьесы. Совершенно неожиданно опера подверглась разгромной критике со стороны Сталина за недостаточность показа борьбы народа против польских угнетателей и украинско-российской дружбы. Им пришлось дописать несколько новых сцен. Опера в новой редакции была представлена в 1953 году.
   В послевоенные годы писал пьесы о современности: «Макар Дубрава» (1948), «Почему улыбались звёзды» (1957) и другие. Острая полемика возникла вокруг пьесы «Крылья» (1954), в которой выведен остро - сатирический образ партийного руководителя. Н.С. Хрущёв, посмотрев пьесу, заявил: «Как же мы можем Корнейчуку запретить „Крылья“? Царь ведь разрешил Гоголю „Ревизора“!».
   Поздние пьесы Корнейчука «Страница дневника» (1964), «Память сердца» (1969) — попытка психологического анализа духовного мира людей военного и послевоенного периода, поиски ими своего места в быстро меняющемся мире.

 

 

 

Просмотров: 23 | Добавил: shtdonnuet | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar